Главная » 2017 » Март » 24 » «Шесть дней» духовной работы - шесть попыток исправить эгоизм, войти в правильную связь друг с другом.
15:36
«Шесть дней» духовной работы - шесть попыток исправить эгоизм, войти в правильную связь друг с другом.

"Все реки текут в море, но море не переполняется"

Читая Тору, человек, как правило, рисует себе картину неких исторических событий, произошедших когда-то с евреями. Но если знать внутренний смысл слов Торы, картина получается совершенно иная — проявляется сетка сил, управляющих нашим миром. Сегодня две главы – "Ваякель" и "Пкудей". 
Со своим учителем Михаэлем Лайтманом, основателем и главой Международной академии каббалы (МАК) беседует его ученик, известный сценарист и кинорежиссер, Семен Винокур. 

– "Ваякель" в переводе на русский язык означает "И собрал". В этой главе Моше передает народу указания Творца: 

/1/ И СОЗВАЛ МОШЕ ВСЕ ОБЩЕСТВО СЫНОВ ИЗРАИЛЯ, И СКАЗАЛ ИМ: "ВОТ ЧТО ПОВЕЛЕЛ БОГ СДЕЛАТЬ: /2/ ШЕСТЬ ДНЕЙ МОЖЕТ СОВЕРШАТЬСЯ РАБОТА, А ДЕНЬ СЕДЬМОЙ ДА БУДЕТ СВЯТ ДЛЯ ВАС..." 

Каков смысл слова "собрал" в этом отрывке? 

– Прежде всего, речь в Торе идет не о семи днях недели и не о людях в нашем материальном мире. Тора всегда говорит о внутреннем, духовном мире человека, – хотя все, что в нем происходит, так или иначе отражается и в нашем мире тоже. 

Основой нашей духовной природы является желание наслаждаться, и то, о чем здесь говорится, – идет сборка эгоистических желаний человека или общества. В каждом из нас есть эти разрозненные желания – далекие друг от друга, часто антагонистические, части нашей разбитой души. 

И все, что нам предстоит сделать, – это собрать их, как пазл, в одну единую душу. Иначе говоря, нам надо собраться над всеми нашими различиями в одно целое.

Сборка эта происходит под воздействием высшего света, который называется "ор макиф" (окружающий свет). То есть, вокруг нас находится это свойство единства и любви Творца. Если мы пытаемся быть Ему подобными, Он воздействует на нас в мере нашего усилия и помогает нам собраться. 

Когда мы начинаем собираться, мы обнаруживаем, что наши желания, – или свойства, – создают нечто цельное, какую-то структуру. Это – блок, часть души, состоящая из т. н. "сфирот" – свойств, которые называются: хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход и есод. 

– Шесть дней, о которых говорится в нашем отрывке, – это и есть эти шесть сфирот? 

– Именно об этом идет речь. И на этом – после шести "дней" – наша работа заканчивается, а на седьмой день свет производит основную работу. Седьмое действие – ударное: к шести сфирот добавляется последняя, седьмая сфира, малхут, суббота, которая склеивает собранные нами шесть сфирот и добавляет еще три верхние сфиры – свойства света. 

То есть, ты собираешь эти шесть частей, а потом даешь свету спаять их. Он их склеивает, и получается законченный блок души. 

Поэтому суббота – самый святой день. Даже по названию он выделяется среди остальных дней недели. На иврите дни недели называются просто: день первый, день второй, третий и так до шестого, а седьмой день называется особенно – шаббат. 

Сказано: "День отдыха чтобы был у вас". Но это не значит просто сложить руки, сидеть и ничего не делать.

– А что мы делаем в шаббат? 

– В течение шести дней мы совершали сборку. В шаббат надо остановиться и дать возможность свету склеить собранные нами части. Свет заканчивает нашу работу, а мы, глядя на его действия, начинаем постигать его свойства. Эти свойства входят в нас, и мы, наконец, ощущаем постепенное объединение всех этих частей в одно целое. 

Получается, что мы поднялись на следующий уровень уподобления свойствам света. Так что это не просто отдых. 

– А почему нельзя работать в шаббат? 

– Если мы продолжаем сборку в шаббат, мы как бы пытаемся работать вместо света, вызывая этим нарушение всей системы исправления. Лучше ничего не делать всю неделю, чем продолжать ту же работу в шаббат. 

Итак, получается законченный духовный объект: мы собираем шесть сфирот, за ними малхут, суббота, свет добавляет еще три высшие сфиры - кетэр хохма, бина. Выходит: кетэр хохма, бина, затем шесть сфирот - хэсэд, гвура, тифэрэт, нэцах, ход, есод, – и, наконец, последняя сфира, малхут. Получается полная система - десять сфирот. Любая часть души состоит из этих десяти частей. 

Закончилась неделя – начинается следующая. Еще один блок, и еще один – и так неделя за неделей. За определенное количество таких операций мы собираем всю общую душу. И в этом, практически, и заключается весь процесс нашего исправления! 

Причем, речь идет не о днях, а о действиях. Мы можем все эти шесть действий сделать в течение, скажем, пятнадцати минут, а можем за два месяца. 

– А что представляет собой соблюдение субботы в материальном виде? 

– Соблюдение субботы в материальном виде – это отражение в нашем мире духовных действий, которые каббала призывает делать. И призывает потому, что именно они и есть самое главное. 

В течение шести "дней" мы собираем части своего эгоизма – своих отношений с другими людьми. А в седьмой – понимаем, что на самом деле не в состоянии их объединить. В этот день свет заканчивает нашу работу, а мы постигаем его свойства. Эти свойства входят в нас, в систему наших связей с другими людьми. 

– Самим лучше и не пытаться сделать всю работу? 

– Сами мы не можем ее сделать. Нет у нас такой силы. Ведь всем нам присуща только эгоистическая природа. 
И мы видим, что ни кибуцы, ни советская власть в России и в других местах не смогли объединить людей. Все эти попытки обречены на неудачу. Это возможно только, если действовать по этой схеме: шесть дней мы собираем части нашей души, а в седьмой настолько желаем их соединения, что их склеивает именно та самая сила, которая их когда-то разрушила! 

– Давайте немного поговорим о главе "Пкудей" – "Указания". В ней Моше отчитывается перед народом о построении Шатра Завета. 

Я заглянул в Книгу Зоар – каббалистический комментарий на Тору. Эта глава в ней начинается так: 

"Вот исчисления Скинии, Скинии свидетельства". Сказано: "Все реки текут в море, но море не переполняется". "Все реки" – это реки и источники святости, сфирот Зеир Анпина, которые наполнились и вышли, чтобы светить и наполнять великое море, т. е., малхут. И после того, как великое море наполнилось со стороны этих рек, оно выводит воды и дает напиться всем зверям полевым. Сказано: "Поят они всех зверей полевых"... 

Книга Зоар сразу вводит нас в язык каббалы. 


– Конечно. Этот язык лучше всего объясняет, о чем говорит Тора. 

– Что за "реки текут"? 

– Реки – это света, которые протекают через духовный мир Ацилут и постепенно исправляют нас – части малхут, – приводя нас к объединению. 

– Это мы – звери полевые, которые питаются этим светом? 

– Да. И поэтому развиваемся. Но пока на "животном" уровне. Мы уже говорили в предыдущих главах, что есть четыре уровня желаний – неживой, растительный, животный и человеческий. 

Мы бегаем, прыгаем, что-то делаем на этом шарике. И все это пока еще развитие "животного" желания – эгоистического, неосознанного. Нас развивает высшая сила по своей программе. 

А если мы, не зная этой программы, пытаемся, – как некоторые диктаторские режимы – отклониться от естественного эгоистического развития, – мы видим, к чему это приводит. В результате все эти режимы вынуждены возвращаться к естественному развитию, – то есть, к тому, которым ведет нас природа. 
Итак, до какого-то момента эти "реки" ведут нас эгоистическим путем. Но в итоге они же вынуждают каждого из нас осознать порочность этого пути. 

– Какое указание звучит от малхут мира Ацилут? 

– Ацилут – это мир полного объединения всех эгоистических сил. Поэтому его требование к нам: "Уподобьтесь свету! Поднимитесь над эгоизмом и объединяйтесь!" А мы пока не хотим этого. 

Сегодня нам предоставлена свобода выбора. Свобода ограниченная, потому что программа всё равно должна быть выполнена. Свобода – только в том, чтобы принять эту программу и выполнять её добровольно. 

– И это вся свобода? 

– Да. Ведь человек – создание! А раз он создан Природой, или Творцом, – что одно и то же, – он не может быть абсолютно свободным. Он находится под воздействием этой силы, как всё в природе. 

На нас свыше нисходят две силы, эгоистическая и альтруистическая, отрицательная и положительная (отрицательная со стороны эгоизма, положительная – снаружи, от света). И между ними идет борьба. 

До этого момента человек был марионеткой высшего управления. Момент свободного выбора человеком пути исправления своего эгоизма является началом Человека в нем. 

– А при чем здесь Шатер Завета? 

– Шатер Завета, который мы должны построить, – это и есть наше исправленное желание. Вся Тора – это программа построения Человека – сосуда, который будет в итоге наполнен высшим светом. Как наше тело наполнено материальной жизненной силой, так и этот духовный сосуд, душа, наполняется силой света, духовной жизнью. И когда этот сосуд будет создан, – тело может умирать, а душа останется. 

– Мы закончили главу "Пкудей", которая завершает вторую из пяти книг Торы. Закончено построение Шатра Завета, с которым народ Израиля будет двигаться в страну Израиля. У нас впереди еще долгий путь в духовную Эрец Исраэль. Оставайтесь с нами! 

– Наша задача – полное объединение всех частей души в одну единую душу. Тогда мы и постигнем свет, который ее наполнит – то есть, Творца, созидающую силу всего Мироздания. В этом – наша работа и наша цель. 

Подготовила Светлана Волчек 

Источник: Открытый телеканал
 

Просмотров: 14 | Добавил: defaultNick | Рейтинг: 0.0/0