Н. Навон:Имеет ли значение, какие продукты мы едим в разные времена года?

М. Лайтман: Да, об этом писал еще Рамбам – известный еврейский философ, врач и ученый 12 века. Обо всем этом можно узнать из духовных источников, потому что они, по сути, являются истоком этих знаний. Скажу больше - главным является не еда, а приправы, как сказано: «Я создал злое начало и Тору в качестве приправы».

Тора – весь этот огромный свет, приходящий к нам сверху, исправляющий человека, приносящий все высшие наслаждения, раскрывающий человеку глаза на Высший мир, вечность и совершенство, называется приправой. В наших же глазах приправа является небольшим дополнением, потому что мы не придаем ей должного значения. На самом деле, пряности важны не меньше, а даже больше, чем сама пища.

Мы считаем, что если в еде есть соль, ее уже можно есть. Если в ней не хватает немного перца – неважно. Все это потому, что мы совершенно испорчены. Но уже из слов «Я создал злое начало и Тору в качестве приправы» можно видеть, что приправа, также как и Тора, может быть гораздо более важной.

Приправа исправляет еду тем, что дополняет ее, и со временем ты не сможешь есть пищу без нее. Конечно, люди могут жить без соли, а тем более без перца, и почти никто не обращает внимания на остальные приправы. Но все это потому, что мы испорчены.

Беседа ученого-каббалиста Михаэля Лайтмана с Нивом Навоном




Человек начинает чувствовать, что когда он наполняет свою душу согласно закону взаимодействия света и кли в соответствии с экраном и тремя линиями: желанием получать, желанием отдавать и средней линией, уравновешивающей эти силы, и в отдаче светит свет милосердия, в который облачается свет мудрости, то он приближается к Высшей силе и получает эту силу в себя. Это называется, что он получает духовную пищу, божественный свет, называемый «таамим» - вкусы. Потому цель всего нашего развития так странно звучит: «Вкусите и убедитесь, как хорош Творец». 

Н. Навон: Почему «вкусите»?

М. Лайтман:Нам кажется в соответствии с нашим теперешним животным состоянием, что необходимо действительно «вкусить» Его, попробовать на вкус. Маленькие дети все тянут в рот: они не видят и не слышат ничего, но если хотят что-то опознать – сразу тянут это в рот. Если проникнуть в глубины творения, можно увидеть, что вкус – самое внутреннее ощущение. В нем задействованы  гортань,  процессы, связанным с глотанием, жеванием, 32-мя зубами – "32-мя путями мудрости". Мы пережевываем пищу, обрабатываем ее, смачиваем слюной – все это очень сложные процессы. Почему мы созданы таким образом? Почему мы должны создавать какой-либо механизм именно тем или иным способом?

Мы изучаем, что все исходит из простого света, а затем видоизменяется, совершенствуется, разделяется и соединяется, пока не приходит к некоей системе в мире Ацилут, очень развитой, которая является духовным прообразом человека. Силы, соединяющиеся в наш духовный образ, затем начинают проявляться в мирах Брия, Ецира, Асия, все более материализуясь, пока не проявятся в нашем мире в образе человека из плоти и крови. И сколько бы мы ни спрашивали себя, для чего все это, в чем необходимость всех этих превращений… Действительно, есть что изучать.
О питании

Как каббала относится к вегетарианству?

Каббала относится отрицательно ко всем методикам питания, которые изобрело человечество. Опыт показывает, что они с течением времени раскрывают свою вредность. Из изучения духовного мира, ясно, что все создано для правильного использования человеком. На духовном уровне мы включаем в себя все остальные подуровни: животный, растительный и неживой. Человек создан для того, чтобы исправить свой уровень, исправляя, включая в себя все остальные подуровни – их включение в нашем мире выражается их употреблением.

  Каббала и вегетарианство

Если Творец – это природа, то зачем его благодарить после трапезы? 
Внутреннее выражение признания за возможность подняться и уподобиться Высшей силе отдачи и любви, называется благословением. Это – не говорить написанное за тебя по книге и не благодарить за эгоистическое наполнение. А ощутить свое сердце и благодарность в нем за возвышение к цели – отдаче и любви ближнего, вне себя. Вряд ли многие ощутят в себе такое чувство, если говорить о признании за то, что в себе становится больше любви к ближнему…

icon for podpress  духовный корень трапез: Открыть | Скачать
 
icon for podpress  ТВ-программа "Еда и здоровое питание": Открыть | Скачать
 
icon for podpress  ТВ-программа "Еда и здоровое питание": Открыть | Скачать