Арфа висела над кроватью Давида. В полночь поднимался северный ветер, дул на нее, и она играла сама собой».

Трактат «Брахот»

 

Музыка говорит с нами на языке, в котором нет слов – только интонации. Мы воспринимаем тончайшие оттенки ее звучания, но не разумом – только сердцем. Нет ничего ближе каббале, чем музыка – ведь она обращается к человеку на самом естественном наречии, понятном даже младенцам и цветам.

Мелодия – это запечатленная эмоция, но не застывший отпечаток, а чувство в развитии. Древний напев способен донести до нас не просто отдельное впечатление, а целую гамму сменяющих друг друга переживаний.

Музыка каббалистов, так же, как и их книги, пишется на ступенях Высших миров и содержит полную информацию об этапах духовного пути. Но в отличие от словесного изложения, поток звучащей гармонии вливается в нас с большей легкостью. Он беспрепятственно проникает в душу и помогает развитию тех самых «сосудов», которые наполнятся затем безграничным постижением мироздания.

«Все мелодии подобны живой речи, – говорит Бааль Сулам в книге «Шамати». – Мелодия выражает слова, которые человек хочет произнести вслух, и если она пробирает слушателей до слез, если каждый плачет, переживая то, о чем она говорит, тогда это настоящая музыка, и всем она по душе».

Призыв из тьмы

Песни, написанные в самые древние времена и покорившие весь мир своей силой и высотой, – это Псалмы царя Давида, его молитвы к Творцу. Написанные на высочайших ступенях духовного постижения, они покорили весь мир. Их пели левиты в Храме, а позже от них произошли песни, отражающие отношение человека к всевозможным явлениям нашей жизни.

Отдалившись от природы, от ощущения Высшей силы, которая этой природой управляет, люди начали сочинять обычные песни, как правило, не оставляющие по себе и следа. Но так происходит лишь в последние несколько сотен лет, а до того все песни были обращены к Творцу.

Под напором бедствий этого мира, затмевающих свет Высших ступеней и окутывающих душу ночным мраком, каббалисты взывают об избавлении. «Поющие песнь ночью возносятся ввысь – за всех, в ком живет эта песнь», – так говорит о них книга Зоар. В этот мир не проникает свет Творца, но даже здесь, в полуночном мраке, над нами висит арфа и, прислушавшись, мы различим, как дуновение Высшего совершенства перебирает ее струны.


Зоар, глава Шемот, п.40: Мы открываем наши глаза, видим: колеса святой колесницы отправляются в свой путь.

И звучание песни, сладкой слуху, Бине, прекрасной сердцу, Малхут, поднимается и опускается, и разносится, и не уходит...

А Хохма постигается только движением от линии к линии, в трех точках – холам, шурук, хирик.

И тогда раздается звучание песни, свечение хохма, в ушах (ознаим), в Бине, главным образом благодаря средней линии, Тиферет,

называемой "звучание". А от нее передается Малхут.

Каббалист, начинающий ощущать Высший мир, входит в иное измерение и видит нечто такое, чего нет в нашем мире. Он видит Силы, приводящие его в действие, души, нескованные телами, будущее, прошлое и настоящее – всё предстает перед ним. Он наполняется вечным, совершенным ощущением и чувствует в себе целое Мироздание. Это глубокое переживание невозможно выразить словами. Как передать это? Из всех средств, которые мы можем использовать для намека, для создания и передачи людям какой-то общей картины, впечатлений, восхищения человека, которому раскрывается Высший Мир, есть только одно – музыка...



Сайты.