Еврейский алфавит и входящие в него двадцать две буквы с древних времен привлекали интерес еврейских мудрецов, философов и исследователей. Отображая духовные реалии, комбинации которых создают все многообразие окружающей нас Вселенной, алфавит святого языка, иврита, не является, подобно другим системам письменности, результатом «неписаного соглашения" в обществе. Неспроста еврейское законодательство так педантично оговаривает написание каждой буквы в свитке Торы – до такой степени, что малейшее искажение формы даже одной из них делает весь свиток непригодным. В кабалистических источниках каждая из букв и ее графическое изображение стали объектом пристального изучения. На эту тему написаны десятки томов, изучение которых требует многолетнего труда. Книга Д. Паланта представляет собой своего рода введение в эту гигантскую тему. Сказанное в этой книге может быть сведено к фразе из Мидраша: «Двадцатью двумя буквами еврейского алфавита создан мир». Двадцать две главы книги представляют собой краткое знакомство с символикой, числовым значением и комбинациями букв еврейского алфавита.

ТАЙНЫ ЕВРЕЙСКОГО АЛФАВИТА 

Д. Палант

ПРЕДИСЛОВИЕ

Еврейский алфавит уникален. Именно он является первичным и изначальным, в то время как все иные буквенные системы письменности возникли на его основе. К примеру, современный русский алфавит – прямой потомок одной из первых славянских азбук, кириллицы, являющейся переработкой греческого письма, которое, в свою очередь, вторично по отношению к еврейскому алфавиту. Подобным же образом в иной культуре индийское письмо «брахми», посредством арамейского языка, родственного ивриту и имевшего широкое распространение на Ближнем и Среднем Востоке, восходит к ивритской азбуке.

В обыденном употреблении, для обывателей и даже для лингвистов, буквы – не более чем, как говорят учебники, конвенциональные графические знаки для обозначения звуков на письме. Их названия, формы написания и соотнесение с теми или иными звуками есть результат общепринятого «неписаного соглашения» в обществе. Но, в отличие от всех прочих буквенных систем, еврейский алфавит изобилует скрытыми смыслами, заключенными как в самом порядке расположения букв, объединяющихся в смысловые группы, так и в правилах их использования и произношения. Особую значимость еврейским буквам (аналоги этому явлению имеются в некоторых других языках и системах письма) придают их числовые значения – гематрии, наделяя соотношения слов, оборотов и фраз дополнительным смыслом. В еще большей степени носителями скрытой информации являются названия и формы написания букв. Если говорить не о скорописи, схематическом или любом другом из упрощенных вариантов записи, а о том, что используется при написании свитков Торы, тфилин или мезузот, то в форме букв, составляющих еврейский алфавит, смысловым значением обладает не только общий вид буквенного знака, но и каждая из составляющих его частей. Ведь большинство букв нашего алфавита представляют собой комбинацию из двух и более базисных букв, которые в каждой из этих комбинаций становятся деталями нового целого, приобретающего свое собственное значение.

Наш алфавит, алефбет, включающий в себя двадцать две буквы плюс пять особых, «конечных» форм, используемых при написании в конце слова, – отображение духовных категорий высшего порядка, находящихся на куда более высокой ступени абстракции и в свою очередь являющихся «буквами», которыми создано мироздание. Это можно уподобить тому, как буквы, входящие в состав математических или химических формул, приобретают в них смысл, отличный от того, который они могут нести в качестве текста. В формулах это буквы предстают символами фундаментальных сущностей – к примеру, химических элементов. Подобно этому и все знаки еврейского алфавита являются символическим отражением изначальной «письменности», лежащей в основе мироздания. Это относится как к нашему миру, видимому и осязаемому, так и к духовным мирам, более абстрактным; во всех мирах – неисчислимое разнообразие форм и проявлений, и все они могут быть описаны формулами, состоящими из ограниченного набора букв.

Еврейские буквы – символы базисных сил и феноменов (разумеется, в большей степени, чем буквы в составе химических или математических формул), из которых состоит наша реальность. В еврейской литературе существует множество толкований формы каждой из этих букв, их названий и способов сочетания. Именно поэтому знакомство с такой простой, на первый взгляд, темой, как алфавит, оказывается столь сложным и требующим внимания и усилий. Этот предмет представлен в еврейской традиции как древними, насчитывающими тысячелетия книгами, – назовем хотя бы «Отийот де-раби Акива», сборник толкований периода Мишны, – так и множеством более поздних произведений, вплоть до написанных в наши дни.

В одной книге невозможно обобщить весь колоссальный объем информации, содержащийся в наших источниках, – ведь каждая из них отражает только одну сторону, какой-то специфический аспект той или иной темы. Сказанное здесь справедливо по отношению ко всем областям еврейского знания. Предлагаемую вашему вниманию книгу стоит рассматривать в качестве своего рода введения в тему. Выполняя свою, присущую только ей, функцию, она, вслед за великим мудрецом Гилелем, призывает нас: «А теперь иди и учись!»

  А.Штейнзальц

АЛЕФ

Алеф – первая буква еврейского алфавита. Являясь носителем основополагающих идей, она первая не только по порядку, но и по значимости. Если уподобить буквы камням, из которых строится дом, то алеф – краеугольный камень, лежащий в основании этого здания.

Все буквы в иврите имеют числовое значение. В древности евреи, как, впрочем, и многие другие народы, не знали специальных символов для счета – цифр – и записывали числа буквами. Такой заменой мы пользуемся до сих пор в религиозных текстах, в календаре и даже в современной разговорной речи на иврите. Комментарии, основанные на толковании гематрии – числовых значений букв, – имеют большое значение в понимании скрытого смысла текстов Танаха. (Аббревиатура, составленная из первых букв слов Тора – «Пятикнижие», Невиим – «Пророки», Ктувим – «Писания»; то же, что Письменная Тора.)

Числовое значение буквы алеф – 1, в мистической символике это число выражает единство всего сущего. Мир представляется нам состоящим из бессчетного множества частностей, лишь взаимодействующих между собой. На самом же деле все его элементы, образующие гармоничную систему, суть воплощение и результат действия единой силы, множественно проявляющей себя в окружающем нас мире и в нас самих. Именно в силу того, что Источник всего сотворенного един, возможны взаимодействие и синтез всех его частей.

В названии буквы алеф содержится одно из Имен Всевышнего. Тора использует много различных Имен Творца, и на святом языке все они несут информацию о различных формах взаимодействия Б-га с мирами и Его разнообразных проявлениях в созданной Им Вселенной. Прочитанное с другой огласовкой оно образует слово алуф – «главенствующий», «первенствующий». Талмуд объясняет, что это слово означает Всевышнего, – ведь Б-г не только Создатель, но и активно действующая, определяющая ход истории мира и человечества направляющая сила. Первая из Десяти заповедей, повелевающая знать Б-га и верить в Него как в активного участника исторического процесса, начинается со слова анохи «Я»: «Я – Б-г Всесильный твой, Который вывел тебя из страны Египет, из дома рабства» ( «Шмот», 20:2), – первая буква в котором – алеф.

В названии буквы зашифровано и непрестанное чудо присутствия Б-га в мире. Читая составляющие это название буквы в обратном порядке, мы получаем слово пеле «чудо». Еще одно из значений корня, от которого образовано название буквы алеф в иврите принята корневая система словообразования), – алеф–ламед–пэй, «учение»; тот же корень в слове ульпан «место для учебы». Все эти толкования тесно связаны между собой: Всевышний обучает человека, передавая ему знания и мудрость, дарует нам Тору – источник веры в Него и познания Его единства, а Тора лежит в основе еврейского образования и служит главным предметом изучения.

Сохраненное традицией начертание букв также значимо. Исследованиями смысла, закодированного в них, как и исследованиями числовых соответствий, занимается кабала – часть Устной Торы, учение о тайнах мироздания и проявлениях Всевышнего.

Рассмотрим строение буквы алеф. Ее можно представить как состоящую из трех букв: диагонально расположенной буквы вав и двух букв йод, одна из которых вверху справа от вав, а другая – внизу слева, во взаимном зеркальном отображении. Вав (на иврите – соединительный союз «и») символизирует границу миров, линию, разделяющую Небесное и земное, и одновременно выражает связь между ними, напоминая своим наклоном в букве алеф лестницу, ведущую снизу вверх и сверху вниз, с земли на небо и с неба на землю.

Буква йод – символ начальной точки бытия, источника всего сущего. А эти две буквы йод указывают на духовную реальность нашего мира, зеркально отображенную и укорененную в реальности материальной. Мистическая символика буквы алеф воплощает идею единства всех аспектов мироздания, связывающего феноменологическую и трансцендентную стороны бытия в единую действительность. Общее числовое значение буквы вав (6) и двух букв йод (10х2) равно 26. А это – гематрия тетрограмматона – непроизносимого сущностного четырехбуквенного Имени Всевышнего.

БЕТ

Связь между буквами алеф и бет не ограничивается их соседством в алфавите. Если алеф указывает на единство Всевышнего, то следующая за ним буква бет – на множественность и разнообразие Его проявлений в мире, и ее числовое значение – 2. Слово брия «творение» – начинается с бет.

Человек не может ощутить единство Творца во всем многообразии бытия. Оно воспринимается нами только умозрительно, возвещено нам в Откровении. Однако создание мира и человека в нем привело к появлению новой формы восприятия реальности; мир предстает перед творениями сложным, полным противоречий и парадоксов. Но именно они-то и открывают дорогу творчеству, созиданию. Противоборство сил выстраивается в знаменитую формулу диалектики: «теза + антитеза = синтез». Синтез, основа творческого потенциала человека, существует только благодаря противоречиям. Эту идею можно проиллюстрировать с помощью слова браха «благословение», – также начинающегося с буквы бет и образованного от корня бет–рейш–хаф, означающего благословение, изменение и увеличение численности, то есть именно множественность и способность к изменению несет в себе благословение. Сама Тора – и, соответственно, рассказ о сотворении мира – также начинается с этой буквы; ею открывается первое из Десяти речений, создавших мироздание и положившее начало диалектике: «В начале (берейшит) сотворения Всесильным Неба и земли…»

Бет, как мы уже говорили, указывает на двойственность природы мироздания, на возможность синтеза. Мир создан для людей, а предназначение человека – созидать, реализуя заложенную в нем потенцию. Но в этом ему дарована свобода выбора между добром и злом.

В своем существовании творение не автономно, оно целиком зависит от Творца. Намек на это дан в написании буквы бет, словно тянущейся от предыдущей, алеф иврите, как известно, пишут справа налево). Концепции, воплощенные в бет, представляют собой лишь развитие идей, переданных буквой алеф. Соединившись, названия этих букв образуют слово алефбет – еврейский алфавит, основа обучения.

Название буквы бет связано со словом байт – «дом». Она и по форме напоминает жилище, символ семьи, совместного созидания. Да и что такое семья, если не синтез начал, двуединство мужчины и женщины? Слово байт входит также в понятие Бейт–а–микдаш – Храм. Именно в Храме, объединяющем дух и материю, ощутимо присутствие единого Б-га.

ГИМЕЛ

Гимел – третья буква еврейского алфавита, и ее числовое значение – 3. Гимел – одна из вершин символического треугольника, образованного первыми буквами алефбет. Выше было сказано, что алеф символизирует единство Всевышнего, бет – намек на множественность Его проявлений в мире. Гимел, первая буква в слове гешер «мост», – символ соединения, связи между противоположностями. В родственном ивриту арамейском языке это еще более наглядно: по-арамейски мост – гамла, это слово имеет общий корень с названием буквы гимел. Да и само начертание буквы напоминает своей конфигурацией пролет моста.

Как это проявляется? Кабала рассказывает о том, что у каждого из трех праотцев нашего народа была характерная черта, основа его личности. У Авраама это хесед и нетина – доброта и стремление делать добрые дела, у Ицхака – дин и мишпат – правосудие и справедливость. Яакова, самого совершенного из них, отличает эмет – стремление к истине и тиферет – стремление к гармонии и красоте. Мир, очевидно, не может существовать только на основе доброты – ведь если не будет никаких рамок и ограничений, все начнут поступать по своему усмотрению, руководствуясь только собственными желаниями и страстями. Правосудие тоже не может быть единственной основой мира, поскольку люди несовершенны и у каждого есть недостатки и потребности, с которыми нужно считаться, иногда даже поступая не по букве закона. Особенность же истины в том, что она объединяет в себе доброту и правосудие, ибо иногда необходимо проявлять хесед, иногда – вершить дин, а иногда – и то и другое вместе. На помощь приходит гармония, снимающая противоречия и создающая красоту, на иврите – тиферет. Кроме того, необходимость синтеза диктует нормы поведения, объединяющие, словно мост над пропастью, два полярных подхода к восприятию мира: духовный, намек на который содержится в букве алеф, и материалистический, на который намекает бет. Еврей должен идти по жизни путем Торы, называемой «Торой жизни», еще и потому, что она указывает путь гармонии и синтеза в мире противоречий между духом и материей. Этот путь совершенства и гармонии определяют однокоренным с гимел словом гмила, обычно переводимым как «созревание», «достижение зрелости, самостоятельности». (Кстати, верблюд называется на иврите гамаль, и это не случайно, ведь он долгое время может существовать без воды и пищи.) Именно на этом пути можно достичь уровня подлинного милосердия по отношению к другому человеку. Как сказано в притче: «Если ты встретишь на дороге голодного нищего, не протягивай ему кусок рыбы, дай ему удочку».

ДАЛЕТ

Буква далет – четвертая по счету. По форме она напоминает открытую дверь, да и ивритское слово делет «дверь» – одного корня с названием буквы. Чтобы понять скрытый смысл этого, нужно рассмотреть связь между третьей и четвертой буквами алфавита. Талмуд говорит: «В чем смысл того, что ножка гимел обращена в сторону далет? А в том, что гомель хасадим «человек, делающий добрые дела» – должен бежать вслед за обездоленным (на иврите «обездоленный», «нищий» – даль, это слово состоит из двух букв, входящих в название буквы далет). Далет – раскрытая дверь – открывается перед нищим, пришедшим за помощью. Однокоренное с глаголом лигмоль «проявлять милосердие», «творить добро» – название буквы гимел и содержащееся в названии буквы далет слово даль намекают на заповедь о добрых делах и милосердии – одну из самых важных в иудаизме, предусматривающую не только денежную, но и любую другую необходимую помощь во всех сферах жизни. Кроме того, Талмуд говорит, что буква далет, символизирующая бедняка, не обращена к предыдущей букве – гимел, намекающей на человека, призванного помочь обездоленным. Написание этих букв указывает на то, какими должны быть взаимоотношения между людьми: оказание благодеяния не должно быть обусловлено благодарностью того, кому оно оказано. Часто бывает так, что человек, помогающий ближнему, стремится сообщить ему об этом, чтобы тот почувствовал себя обязанным ему. А ведь заповедь благотворительности считается выполненной более полно, если получающий пожертвование не знает, от кого именно пришла помощь. Одна из причин этого в том, что получающий ее испытывает неловкость и стыд, видя перед собой того, кто ее оказывает. Поэтому нужно стараться давать пожертвование таким образом, чтобы нуждающийся не знал, от кого он его получает.

Числовое значение буквы далет – 4. Согласно объяснению Маѓарала из Праги, это указание на четыре стороны света. Буква далет состоит из двух линий: горизонтальной и вертикальной, символизирующих распространение в длину и в ширину. Кроме того, согласно кабале, вся структура мироздания состоит из четырех миров, находящихся на различных уровнях святости и духовности, и на нижней ступени находится наш материальный мир. И в этом еще одна связь буквы далет с хесед ( «доброта»), ибо само создание нашего мира – это проявление хеседа Всевышнего по отношению к Его творениям.

ЃЕЙ

Пятая буква, ѓей, имеет в буквенной символике особый смысл, являясь символом творения вселенной. Сказано в книге пророка Йешаяѓу: «Ибо Б-г (йод–ѓей), Г-сподь, – опора мира» (26:4). В Талмуде это объясняется так: «Слово цур «твердыня» – происходит от корня йод–цади–рейш, одно из значений которого – процесс творения. Таким образом, слова пророка можно прочесть иначе: «Ибо посредством [букв] йод и ѓей создал Г-сподь мир. При помощи буквы йод был создан мир грядущий, буквой ѓей – наш мир» (Гемара, трактат «Мнахот», 29). Буква йод символизирует исходную точку развития реальности, источник которой – в высших духовных мирах, поэтому при ее помощи был создан будущий мир – совершенный и духовный; буква же ѓей – основа речи вообще: каждый звук, произносимый нами, включает в себя выдох, а это и есть произнесение буквы ѓей. Она присутствует во всех силах, действующих в нашем мире, ведь, согласно традиции, он создан посредством двадцати двух букв еврейского алфавита. О речи как об основе мира и о букве ѓей как основе творения сказано: «Словом Г-спода Небеса сотворены, и дыханием уст Его – все наполняющее их» ( «Тэилим» – «Псалмы», 33:6).

Само начертание буквы ѓей символизирует наш мир во всем многообразии его проявлений. Графически ее можно представить как состоящую из двух букв: далет и находящейся внутри нее йод. Далет, как уже было объяснено выше, символизирует раскрытие реальности мира; буква йод, помещенная внутри далет, символизирует начало духовности, точку – источник Творения, связывающую в единое целое все аспекты бытия. Кроме того, форма буквы ѓей указывает на наличие принципа свободы воли, дарованной единственному из творений – человеку: внизу у нее широкий выход, и каждый выбравший падение может легко воспользоваться такой возможностью. Тот, кто избрал подъем, также в состоянии осуществить это: вверху у ѓей есть маленький «лаз», в который можно «протиснуться». Эта мысль – о взаимосвязи смысла творения со свободой выбора – прослеживается также в мидраше, комментирующем стих из Торы: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их, во время создания Г-сподом, Б-гом, земли и неба» ( «Берейшит», 2:4). В этом предложении слово бе–ѓибарам «при сотворении» – можно прочесть как бе–ѓей барам, то есть посредством буквы ѓей: с помощью буквы ѓей были созданы небо и земля. Другими словами – ради служения человека; сама возможность этого связана со свободой выбора, на что и указывает форма буквы ѓей.

Числовое значение ѓей – 5, что соответствует пяти книгам Торы, которая представляет собой душу творения и смысл его. Тора рассказывает, что в имени праотца еврейского народа Авраѓама изначально не было буквы ѓей, его звали Аврам, но Всевышний добавил эту букву к его имени. Мидраш приводит слова Творца: «При помощи буквы ѓей Я создал мир, потому Я добавлю ее к твоему имени». А в книге «Зоар», основном источнике наших знаний о кабале, сказано: «И небо, и земля были созданы ради Авраама». Авраам, основоположник монотеизма и отец еврейского народа, придал смысл самому существованию мира, поэтому он и был удостоен того, чтобы к его имени была добавлена буква ѓей, символизирующая все сотворенное.

ВАВ

Числовое значение вав, шестой буквы в алефбет, – 6. Это число – символ совершенства мира на уровне материи: место каждой точки в пространстве можно определить при помощи системы координат, оси которой задаются шестью векторами: север, юг, восток, запад, верх, низ. Идею Маѓарала о значении числа шесть можно подтвердить следующим рассуждением: материальный мир был сотворен в течение шести дней, и совершенство его материального воплощения выражается числом, соответствующим количеству дней творения. По своей форме буква вав напоминает крючок слово вав означает на иврите именно это), символизируя связь между земным и Небесным и между различными составляющими действительности. И в ивритской грамматике буква вав играет роль соединительного союза, связывающего слова и части предложения. Если мы напишем название этой буквы, то сумма составляющих его букв равна 13, а это – гематрия и слова эхад – «один». В книге «Зоар» вав именуется «буквой истины», ибо она проста и пряма. Числовое значение вав соответствует числу разделов Мишны, основы Устной Торы.

Еврейский народ, назначение которого состоит в том, чтобы привести весь мир к материальному и духовному совершенству, насчитывал в момент своего зарождения при выходе из Египта и даровании Торы у горы Синай шестьсот тысяч человек, таково и число знаков в тексте Торы. В ней написано, что во время египетского рабства «…сыны Израиля плодились и быстро размножились, и стали чрезвычайно многочисленны и сильны…» ( «Шмот», 1:7). Мидраш объясняет это тем, что еврейские женщины рожали в Египте по шесть близнецов, то есть на материальном уровне бытия произошло величайшее чудо, максимальное воплощение потенции материальной природы, благодаря которому стало возможным превращение семьи Яакова в еврейский народ. Еще один пример: имя тестя Моше вначале было Итр, а когда он принял иудаизм, стал называться Итро: к его имени была добавлена буква вав, указывающая на совершенство.

Совершенство, однако, не всегда раскрывается сразу. Имя пророка Элияѓу, вестника прихода Машиаха и грядущего Избавления, пять раз встречается в Танахе без положенной буквы вав, что намекает на все еще имеющее место несовершенство мира. Но – как видно, чтобы мы не отчаялись, – в Танахе имя праотца нашего народа Яакова написано пять раз с «лишней» буквой вав. В мидраше сказано, что буква вав, недостающая в имени Элияѓу, хранится у праотца Яакова, и в этом – обещание нам, что Избавление, даже если оно задерживается, обязательно настанет.

ЗАИН

Числовое значение буквы заин – 7. Маѓарал объясняет, что это число символизирует духовный аспект материальной реальности. Как уже говорилось, любой материальный предмет ориентирован по шести векторам: на запад, на восток, на север, на юг, вверх и вниз. Центром этой пространственной фигуры является седьмая точка – центр. Так шесть дней творения мира завершились седьмым днем – субботой. Благодаря тому, что человек отдыхает от производительного труда, отрывается от буден и сосредоточивается на центральной, духовной точке бытия, этот день придает смысл нашему существованию в течение всей недели. Учение хасидизма подробно разбирает идею, объясняющую, что все в мире имеет свои назначение и суть, свою духовную искру, которая и является причиной и источником существования. Символом именно этой искры и является буква заин. Число семь связано в кабале с атрибутом Малхут (букв. «царственность»), и поэтому субботу называют царицей Субботой. Свойство царственности, по сути, выражается в том, что власть монарха не зависит от различных факторов, действующих вокруг, – наоборот: она подчиняет их себе и объединяет. Вообще число семь связано с понятиями, источник которых – святость: семь дней праздников Песах и Сукот, отсчет дней омера, длящийся семь недель, седьмой год, когда не обрабатывают землю, – год шмита (мн. шмитот). Цикл из семи шмитот заканчивается йовелем – годом, в который выходили на свободу все рабы, и земля возвращалась к ее исходным владельцам. Можно упомянуть также семь ветвей Меноры – храмового светильника, родоначальников нашего народа (трех праотцев и четырех праматерей), седьмого по счету пастыря еврейского народа – царя Давида, потомком которого будет избавитель всего человечества – царь Машиах.

С буквы заин, выражающей духовную основу существования и жизненности мира, начинается слово зан – «обеспечивающий», «дающий пропитание». И в этом – явный намек на истинную иерархию различных уровней мироздания. Творец, Источник всего сущего, обеспечивает материальный мир жизненной силой благодаря духовности этого мира и ради нее.

Центр диалектически соотносится с тем, что находится вокруг, а это предполагает противостояние, характерное для отношений между материальным и духовным аспектами реальности. По своей форме буква заин напоминает букву вав с перекладиной наверху. Вав – символ материальной реальности – ограничивается сверху, образуя букву заин, диктующую материи ее форму, рамки и содержание. Гармония между духом и материей не дается нам как дар Небес – она требует от человека борьбы, главным образом с самим собой. На эту ни на миг не прекращающуюся борьбу и намекает форма буквы, напоминающая меч. Само ее название означает на иврите «оружие».

 ХЭТ

Числовое значение буквы хэт – 8. Это число символизирует реальность чуда, противоречащую естественному развитию событий. Если число шесть представляет материальную реальность, а число семь – духовную реальность естественных вещей и событий, то восемь – сверхъестественную реальность, чудо.

Заповедь обрезания символизирует союз между Б-гом и нашим народом, связь, истоки которой лежат за пределами естественного, и породившую само понятие «еврей». Мидраш утверждает, что идея этого понятия предшествовала творению, поэтому обрезание не связано с естественным порядком вещей и его делают, когда младенцу исполняется восемь дней.

Веселый праздник Ханука длится восемь дней, и это не случайно. Восемь праздничных дней свидетельствуют о чуде победы горстки плохо вооруженных повстанцев над многочисленным и сильным врагом, а также о чуде, случившемся с небольшим кувшином масла, которого должно было хватить лишь на сутки, но горело оно в обновленной храмовой Меноре на протяжении восьми дней. Смысл и значимость чуда – не в военной победе над врагом, а в победе над греческим мировоззрением, отрицавшим возможность сверхъестественной реальности и приводящим к философии неверия.

В еврейской традиции реальность сверхъестественного получила название «мир свободы». Именно этот уровень реальности дает возможность свободы выбора – поведения, обусловленного не естественным детерминизмом, а свободной волей человека, что позволяет ему, с одной стороны, проявить милосердие и праведность, с другой – оставляет возможность для греха (слово хэт – грех – произносится так же, как и название буквы хэт). Это ставит перед нами проблему противопоставления свободы выбора