Д. ПАЛАНТ «ТАЙНЫ АЛФАВИТА»

Еврейский алфавит и входящие в него двадцать две буквы с древних времен привлекали интерес еврейских мудрецов, философов и исследователей. Отображая духовные реалии, соединение которых создают все многообразие окружающей нас вселенной, алфавит не является подобно другим системам письменности результатом «неписаного соглашения» в обществе. Неспроста еврейское законодательство так педантично оговаривает написание каждой буквы в свитке Торы, до такой степени, что малейшее искажение формы даже одной из них делает весь свиток непригодным. В кабалистических источниках каждая из букв и ее графическое изображение стали объектом пристального изучения. На эту тему написаны десятки книг, изучение которых требует многолетнего труда. Книга Д. Паланта представляет собой своего рода введение в эту широкую тему. Сказанное в этой книге может быть сведено к фразе из Мидраша: «Двадцатью двумя буквами еврейского алфавита создан мир». Двадцать две главы книги представляют собой краткое знакомство с символикой, числовым значением и комбинациями букв еврейского алфавита.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Еврейский алфавит уникален. Именно он является первичным и изначальным, в то время как все иные буквенные системы письменности возникли на его основе. Например, современный русский алфавит — прямой потомок одной из первых славянских азбук, кириллицы, являющейся переработкой греческого письма, которое, в свою очередь, вторично по отношению к еврейскому алфавиту. Подобным образом в иной культуре индийское письмо «брахми» восходит к ивритской азбуке.

В обыденном употреблении, для обывателей и даже для лингвистов, буквы — не более чем, как говорят учебники, конвенциональные графические знаки для обозначения звуков на письме. Их названия, формы написания и соотнесение с теми или иными звуками — результат общепринятого «неписаного соглашения» в обществе. Но, в отличие от всех прочих буквенных систем, еврейский алфавит изобилует скрытыми смыслами, заключенными как в самом порядке расположения букв, объединяющихся в смысловые группы, так и в правилах их использования и произношения. Особую значимость еврейским буквам (аналоги этому явлению имеются в некоторых других языках и системах письма) придают их числовые значения — гематрии, наделяя соотношения слов, оборотов и фраз дополнительным смыслом. Носителями скрытой информации являются также названия и формы написания букв. Если говорить не о скорописи, схематическом или любом другом из упрощенных вариантов записи, а о том, что используется при написании свитков Торы, тфилин или мезузот, то в форме букв, составляющих еврейский алфавит, смысловым значением обладает не только общий вид буквенного знака, но и каждая из составляющих его частей. Ведь большинство букв нашего алфавита представляют собой комбинацию из двух и более базисных букв, которые в каждой из этих комбинаций становятся деталями нового целого, приобретающего свое собственное значение.

Наш алфавит, алефбет, включающий в себя двадцать две буквы и пять особых, конечных форм, используемых при написании в конце слова, — отображение духовных категорий высшего порядка, которые в свою очередь являются «буквами», созданными мирозданием. Это можно сравнить с тем, как буквы, входящие в состав математических или химических формул, приобретают в них смысл, отличный от того, который они могут нести в качестве текста. В формулах эти буквы предстают символами фундаментальных сущностей, например, химических элементов. Подобно этому и все знаки еврейского алфавита являются символическим отражением изначальной «письменности», лежащей в основе мироздания. Это относится как к нашему миру, видимому и осязаемому, так и к духовным мирам, более абстрактным.

Еврейские буквы — символы базисных сил и феноменов (разумеется, в большей степени, чем буквы в составе химических или математических формул), из которых состоит наша реальность. В еврейской литературе существует множество толкований формы каждой из этих букв, их названий и способов сочетания. Именно поэтому знакомство с такой простой, на первый взгляд, темой, как алфавит, оказывается столь сложным и требующим внимания и усилий. Этот предмет представлен в еврейской традиции как древними, насчитывающими тысячелетия книгами (назовем хотя бы «Отийот де-рабби Акива», сборник толкований периода Мишны), так и множеством более поздних произведений, вплоть до написанных в наши дни.

В одной книге невозможно обобщить весь колоссальный объем информации, содержащийся в наших источниках, ведь каждая из них отражает только одну сторону, какой-то специфический аспект той или иной темы. Сказанное здесь справедливо по отношению ко всем областям еврейского знания. Предлагаемую вашему вниманию книгу стоит рассматривать в качестве своего рода введения в эту тему. Выполняя свою функцию, она вслед за великим мудрецом Гилелем призывает нас: «А теперь иди и учись!»

 А. Штейнзальц

АЛЕФ

Алеф — первая буква еврейского алфавита. Являясь носителем основополагающих идей, она первая не только по порядку, но и по значимости. Если уподобить буквы камням, из которых строится дом, то алеф — краеугольный камень, лежащий в основании этого здания.

Все буквы в иврите имеют числовое значение. В древности евреи, как и многие другие народы, не знали специальных символов для счета — цифр — и записывали числа буквами. Такой заменой мы пользуемся до сих пор в религиозных текстах, в календаре и даже в современной разговорной речи на иврите. Комментарии, основанные на толковании гематрии — числовых значений букв, — имеют большое значение в понимании скрытого смысла текстов Танаха (аббревиатура, составленная из первых букв слов Торы.)

Числовое значение буквы алеф — один. В мистической символике это число выражает единство всего сущего. Мир представляется нам состоящим из бессчетного множества частностей, взаимодействующих между собой. На самом деле все его элементы, образующие гармоничную систему, являются воплощением и результатом действия единой силы, проявляющей себя в окружающем нас мире и в нас самих. Благодаря тому, что источник всего сотворенного един, возможны взаимодействие и синтез всех его частей.

В названии буквы алеф содержится одно из имен Всевышнего. Тора использует много различных имен Творца, и на святом языке все они несут информацию о различных формах взаимодействия Б-га с мирами и его разнообразных проявлениях в созданной им вселенной. Прочитанное с другой огласовкой оно образует слово алуф — главенствующий, первенствующий. Талмуд объясняет, что это слово означает Всевышнего, ведь Б-г не только создатель, но и активно действующая, определяющая ход истории мира и человечества направляющая сила. Первая из Десяти заповедей, повелевающая знать Б-га и верить в него как в активного участника исторического процесса, начинается со слова анохи — я: «Я — Б-г всесильный твой, который вывел тебя из страны Египет, из дома рабства» (Шмот, 20:2).

В названии буквы зашифровано и непрестанное чувство присутствия Б-га в мире. Читая составляющие это название буквы в обратном порядке, мы получаем слово пеле, которое обозначает чудо. Еще одно из значений корня, от которого образовано название буквы алеф (а в иврите принята корневая система словообразования), — алеф‑ламед‑пэй — учение. Тот же корень в слове ульпан — место для учебы. Все эти толкования тесно связаны между собой: Всевышний обучает человека, передавая ему знания и мудрость, дарует Тору — источник веры в него и познания его единства, а Тора лежит в основе еврейского образования и служит главным предметом изучения.

Сохраненное традицией начертание букв также значимо. Исследованием смысла, закодированного в них, а также исследованием числовых соответствий, занимается кабала – часть Устной Торы, учение о тайнах мироздания и проявлениях Всевышнего.

Рассмотрим строение буквы алеф. Ее можно представить, как состоящую из трех: диагонально расположенной буквы вав и двух букв йод, одна из которых находится вверху справа от вав, а другая — внизу слева, во взаимном зеркальном отражении. Вав символизирует границу миров, линию, разделяющую небесное и земное, и одновременно выражает связь между ними, напоминая своим наклоном в букве алеф лестницу, ведущую с земли на небо и с неба на землю.

Буква йод — символ начальной точки бытия, источника всего сущего. Эти буквы указывают на духовную реальность нашего мира, зеркально отображенную и укорененную в реальности материальной. 

БЕТ

Связь между буквами алеф и бет не ограничивается их соседством в алфавите. Если алеф указывает на единство Всевышнего, то следующая за ним буква бет на множественность и разнообразие его проявлений в мире. Ее числовое значение — два. Слово брия (творение) начинается именно с бет.

Человек не может ощутить единство Творца во всем многообразии бытия. Оно воспринимается нами только умозрительно и возведено нам в откровении. Однако создание мира и человека в нем привело к появлению новой формы восприятия реальности; мир предстает перед творениями сложным, полным противоречий и парадоксов. Но именно они и открывают дорогу творчеству, созиданию. Синтез, основа творческого потенциала человека, существует только благодаря противоречиям. Эту идею можно проиллюстрировать с помощью слова браха (благословение), также начинающегося с буквы бет и образованного от корня бет‑рейш‑хаф, означающего благословение, изменение и увеличение численности. Именно множественность и способность к изменению несет в себе благословение. Сама Тора и, соответственно, рассказ о сотворении мира, также начинается с этой буквы; ею открывается первое из Десяти речений, создавших мироздание и положившее начало диалектике: «В начале сотворения Всесильным Неба и земли…» (Брейшит 1, 4).

Бет, как мы уже говорили, указывает на двойственность природы мироздания, на возможность синтеза. Мир создан для людей, а предназначение человека — созидать, реализуя заложенную в нем потенцию. Именно в этом ему дарована свобода выбора между добром и злом.

В своем существовании творение не автономно, оно целиком зависит от Творца. Намек на это дан в написании буквы бет, словно тянущейся от предыдущей, алеф (в иврите, как известно, пишут справа налево). Концепции, воплощенные в бет, представляют собой лишь развитие идей, переданных буквой алеф. Соединившись, названия этих букв образуют слово алефбет — еврейский алфавит, основа обучения.

Название буквы бет связано со словом байт (дом). Она и по форме напоминает жилище, символ семьи, совместного созидания. Да и что такое семья, если не синтез начал, единство мужчины и женщины? Слово байт входит также в понятие Бейт‑hа‑микдаш — храм. Именно в храме, объединяющем дух и материю, ощутимо присутствие единого Б-га.

ГИМЕЛ

Гимел — третья буква еврейского алфавита, и ее числовое значение — три. Она одна из вершин символического треугольника, образованного первыми буквами алефбет. Уже было сказано, что алеф символизирует единство Всевышнего, бет —  множественность его проявлений в мире. Гимел, первая буква в слове гешер (мост), знак соединения, связи между противоположностями. В родственном ивриту арамейском языке это выглядит более наглядно: по-арамейски мост — гамла, это слово имеет общий корень с названием буквы гимел. Даже само начертание буквы напоминает своей конфигурацией пролет моста.

Как это проявляется? Кабала рассказывает о том, что у каждого из трех праотцев еврейского народа была характерная черта, основа его личности. У Авраама это хесед и нетина — доброта и стремление делать добрые дела, у Ицхака были дин и мишпат — правосудие и справедливость. Яакова, самого совершенного из них, отличает стремление к истине (эмет) и стремление к гармонии и красоте (тиферет).

Мир не может существовать только на основе доброты: если не будет никаких рамок и ограничений, все начнут поступать по своему усмотрению, руководствуясь только собственными желаниями и страстями. Правосудие также не может быть единственной основой мира, так как люди несовершенны и у каждого есть свои недостатки и потребности, с которыми нужно считаться, иногда даже поступая не по букве закона. Особенность истины в том, что она объединяет в себе доброту и правосудие, ведь иногда необходимо проявлять хесед, иногда вершить дин, а иногда совершать и то и другое вместе. На помощь приходит гармония, снимающая противоречия и создающая красоту: на иврите она называется тиферет. Кроме того, необходимость синтеза диктует нормы поведения, объединяющие, словно мост над пропастью, два полярных подхода к восприятию мира: духовный, намек на который содержится в букве алеф, и материалистический, на который намекает бет. Еврей должен идти по жизни путем Торы, называемой «Торой жизни», еще и потому, что она указывает путь гармонии и синтеза в мире противоречий между духом и материей. Этот путь совершенства и гармонии определяют однокоренным с гимел словом гмила, обычно переводимым как созревание, достижение зрелости, самостоятельности. Кстати, верблюд называется на иврите гамаль, и это не случайно, ведь он долгое время может существовать без воды и пищи.) Именно на этом пути можно достичь уровня подлинного милосердия по отношению к другому человеку. Как сказано в притче: «Если ты встретишь на дороге голодного нищего, не протягивай ему кусок рыбы, дай ему удочку».

ДАЛЕТ

Буква далет — четвертая по счету. По форме она напоминает открытую дверь, да и ивритское слово делет (дверь) одного корня с названием буквы. Чтобы понять скрытый смысл этого, нужно рассмотреть связь между третьей и четвертой буквами алфавита. Талмуд говорит: «В чем смысл того, что ножка гимел обращена в сторону далет? А в том, что гомель хасадим — «человек, делающий добрые дела» — должен бежать вслед за обездоленным (на иврите обездоленный, нищий — даль, это слово состоит из двух букв, входящих в название буквы далет)».

Далет, раскрытая дверь, открывается перед нищим, пришедшим за помощью. Однокоренное с глаголом лигмоль (проявлять милосердие, творить добро) название буквы гимел и содержащееся в названии буквы далет слово даль намекают на заповедь о добрых делах и милосердии — одну из самых важных в иудаизме, предусматривающую не только денежную, но и любую другую необходимую помощь во всех сферах жизни. Кроме того, Талмуд говорит, что буква далет, символизирующая бедняка, не обращена к предыдущей букве гимел, намекающей на человека, призванного помочь обездоленным. Написание этих букв указывает на то, какими должны быть взаимоотношения между людьми: оказание благодеяния не должно быть обусловлено благодарностью того, кому оно оказано. Часто бывает так, что человек, помогающий ближнему, стремится сообщить ему об этом, чтобы тот почувствовал себя обязанным ему. А ведь заповедь благотворительности считается выполненной более полно, если получающий пожертвование не знает, от кого именно пришла помощь. Одна из причин этого в том, что получающий ее испытывает неловкость и стыд, видя перед собой того, кто ее оказывает. Поэтому нужно стараться делать пожертвование таким образом, чтобы нуждающийся не знал, от кого он его получает.

Числовое значение буквы далет — четыре. Согласно объяснению Магарала из Праги, это указание на четыре стороны света. Буква далет состоит из двух линий: горизонтальной и вертикальной, символизирующих распространение в длину и в ширину. Кроме того, согласно кабале, вся структура мироздания состоит из четырех миров, находящихся на различных уровнях святости и духовности, и на нижней ступени находится наш материальный мир. И в этом еще одна связь буквы далет с хесед, ведь само создание нашего мира — проявление хеседа Всевышнего по отношению к его творениям.

ГЕЙ

Пятая буква, гей, имеет в буквенной символике особый смысл, являясь символом творения вселенной. Сказано в книге пророка Йешаягу: «Ибо Б-г (йод‑гей), Г-сподь, — опора мира» (Йешаягу, 26:4). В Талмуде это объясняется так: «Слово цур — твердыня – происходит от корня йод‑цади‑рейш, одно из значений которого — процесс творения». Таким образом, слова пророка можно прочесть иначе: «Ибо посредством [букв] йод и гей создал Г-сподь мир. При помощи буквы йод был создан мир грядущий, буквой гей наш мир» (Гемара, трактат «Мнахот», 29). Буква йод символизирует исходную точку развития реальности, источник которой заключается в высших духовных мирах, поэтому при ее помощи был создан будущий мир, совершенный и духовный; буква гей — основа речи: каждый звук, произносимый нами, включает в себя выдох, а это и есть произнесение буквы гей. Она присутствует во всех силах, действующих в нашем мире, ведь, согласно традиции, он создан посредством двадцати двух букв еврейского алфавита. О речи как об основе мира и о букве гей как основе творения сказано: «Словом Г-спода небеса сотворены, и дыханием уст его – все наполняющее их» (Тэилим, 33:6).

Само начертание буквы гей символизирует наш мир во всем многообразии его проявлений. Графически ее можно представить, как состоящую из двух букв: далет и находящейся внутри нее йод. Далет, как уже было написано, символизирует раскрытие реальности мира; буква йод, помещенная внутри далет, символизирует начало духовности, точку — источник творения, связывающую в единое целое все аспекты бытия. Кроме того, форма буквы гей указывает на наличие принципа свободы воли, дарованной единственному из творений — человеку: внизу у нее широкий выход, и каждый выбравший падение может легко воспользоваться такой возможностью. Тот, кто избрал подъем, также в состоянии осуществить это: вверху у гей есть маленький лаз, в который можно пройти. Идея взаимосвязи смысла творения со свободой выбора прослеживается также в мидраше, комментирующем стих из Торы: «Вот происхождение неба и земли при сотворении их, во время создания Г-сподом, Б-гом, земли и неба» (Берейшит, 2:4). В этом предложении слово бе‑гибарам (при сотворении) можно прочесть как бе‑гей барам, то есть с помощью буквы гей были созданы небо и земля. Другими словами — ради служения человека; сама возможность этого связана со свободой выбора, на что и указывает форма буквы гей.

Числовое значение гей — пять. Это соответствует пяти книгам Торы, которая представляет собой душу творения и смысл его. Тора рассказывает, что в имени праотца еврейского народа Аврагама изначально не было буквы гей, его звали Аврам, но Всевышний добавил эту букву к его имени. Мидраш приводит слова Творца: «При помощи буквы гей Я создал мир, потому Я добавлю ее к твоему имени». А в книге «Зоар», основном источнике наших знаний о кабале, сказано: «И небо, и земля были созданы ради Авраама». Авраам, основоположник монотеизма и отец еврейского народа, придал смысл самому существованию мира, поэтому он и был удостоен того, чтобы к его имени была добавлена буква гей, символизирующая все сотворенное.

ВАВ

Числовое значение вав, шестой буквы в алефбет, — шесть. Это число — символ совершенства мира на уровне материи. Место каждой точки в пространстве можно определить при помощи системы координат, оси которой задаются шестью векторами: север, юг, восток, запад, верх, низ. Идею Магарала о значении числа шесть можно подтвердить следующим рассуждением: материальный мир был сотворен в течение шести дней, и совершенство его материального воплощения выражается числом, соответствующим количеству дней творения. По своей форме буква вав напоминает крючок, символизируя связь между земным и небесным, и различными составляющими действительности. И в ивритской грамматике буква вав играет роль соединительного союза, связывающего слова и части предложения. Если мы напишем название этой буквы, то сумма составляющих его букв равна 13, а это гематрия. В книге «Зоар» вав именуется «буквой истины», ибо она проста и пряма. Числовое значение вав соответствует числу разделов Мишны, основы Устной Торы.

Еврейский народ, назначение которого заключается в том, чтобы привести весь мир к материальному и духовному совершенству, насчитывал в момент своего зарождения при выходе из Египта и даровании Торы у горы Синай шестьсот тысяч человек, таково и число знаков в тексте Торы. В ней написано, что во время египетского рабства «…сыны Израиля плодились и быстро размножились, и стали чрезвычайно многочисленны и сильны…» (Шмот, 1:7). Мидраш объясняет это тем, что еврейские женщины рожали в Египте по шесть близнецов, то есть на материальном уровне бытия произошло величайшее чудо, максимальное воплощение потенции материальной природы, благодаря которому стало возможным превращение семьи Яакова в еврейский народ. Еще один пример: имя тестя Моше —Итр. Когда он принял иудаизм, стал называться Итро: к его имени была добавлена буква вав, указывающая на совершенство.

Совершенство не всегда раскрывается сразу. Имя пророка Элиягу, вестника прихода Машиаха и грядущего избавления, пять раз встречается в Танахе без положенной буквы вав, что намекает на все еще существующее несовершенство мира. Однако, чтобы мы не отчаялись, в Танахе имя праотца нашего народа Яакова написано пять раз с «лишней» буквой вав. В мидраше сказано, что буква вав, недостающая в имени Элиягу, хранится у праотца Яакова, и в этом заключено обещание нам, что избавление, даже если оно задерживается, обязательно настанет.

ЗАИН

Числовое значение буквы заин — семь. Магарал объясняет, что это число символизирует духовный аспект материальной реальности. Мы уже знаем, что любой материальный предмет ориентирован по шести векторам: на запад, на восток, на север, на юг, вверх и вниз. Центром этой фигуры является седьмая точка — центр. Так шесть дней творения мира завершились седьмым днем — субботой. Благодаря тому, что человек отдыхает от труда, отрывается от буден и сосредоточивается на центральной, духовной точке бытия, этот день придает смысл нашему существованию в течение всей недели. Учение хасидизма подробно разбирает идею, объясняющую, что все в мире имеет свои назначение и суть, свою духовную искру, которая и является причиной и источником существования. Символом этой искры и является буква заин. Число семь связано в кабале с атрибутом малхут (царственность), и поэтому субботу называют «царицей Субботой». Царственность выражается в том, что власть монарха не зависит от различных факторов, действующих вокруг, наоборот, она подчиняет их себе и объединяет. Вообще число семь связано с понятиями, источник которых святость: семь дней праздников Песах и Суккот, отсчет дней омера, длящийся семь недель, седьмой год — год шмита. Цикл из семи шмитот заканчивается йовелем — годом, в который выходили на свободу все рабы, и земля возвращалась к ее исходным владельцам. Вспомним также семь ветвей Меноры, храмового светильника, родоначальников нашего народа (трех праотцев и четырех праматерей); седьмого по счету пастыря еврейского народа — царя Давида, потомком которого станет царь Машиах.

С буквы заин, выражающей духовную основу существования и жизненности мира, начинается слово зан (обеспечивающий, дающий пропитание). В этом кроется намек на истинную иерархию различных уровней мироздания. Творец, источник всего сущего, обеспечивает материальный мир жизненной силой благодаря духовности этого мира и ради нее.

Центр соотносится с тем, что находится вокруг, это предполагает противостояние, характерное для отношений между материальным и духовным аспектами реальности. По своей форме буква заин напоминает букву вав с перекладиной наверху. Вав, символ материальной реальности, ограничивается сверху, образуя букву заин, диктующую материи ее форму, рамки и содержание. Гармония между духом и материей не дается нам как дар небес, она требует от человека борьбы, главным образом с самим собой. На эту ни на миг не прекращающуюся борьбу и намекает форма буквы, напоминающая меч. Само ее название означает на иврите оружие.

ХЭТ

Числовое значение буквы хэт — восемь. Это число символизирует возможность чуда, которое противопоставляется естественному развитию событий. Если число шесть представляет материальную реальность, а число семь – духовную реальность естественных вещей и событий, то восемь – сверхъестественную реальность, чудо.

Заповедь обрезания символизирует союз между Б-гом и нашим народом, связь, истоки которой лежат за пределами естественного. Она породивла само понятие еврей. Мидраш утверждает, что идея этого понятия предшествовала творению, поэтому обрезание не связано с естественным порядком вещей и его делают, когда младенцу исполняется восемь дней.

Веселый праздник Ханука длится восемь дней, и это не случайно. Восемь праздничных дней свидетельствуют о чуде победы небольшого отряда плохо вооруженных повстанцев над многочисленным и сильным врагом, а также о чуде, случившемся с небольшим кувшином масла, которого должно было хватить лишь на сутки, но горело оно в обновленной храмовой Меноре на протяжении восьми дней. Смысл чуда заключается не в военной победе над врагом, а в победе над греческим мировоззрением, отрицавшим возможность чуда и приводящим к философии неверия.

В еврейской традиции мир сверхъестественного получил название «мир свободы». Именно этот уровень реальности дает возможность свободы выбора: поведения, обусловленного не естественным детерминизмом, а свободной волей человека, что позволяет ему, с одной стороны, проявить милосердие и праведность, с другой — оставляет возможность для греха. Это ставит перед нами проблему противопоставления свободы выбора божественному присутствию во всем сущем. Ведь многие грешники оправдывают свои действия, утверждая, что Б-г присутствует во всем, даже в грехе, и поэтому к ним нельзя предъявлять никаких претензий. Они считаю, что даже написание слова «грех» на иврите, последняя буква в котором (алеф) пишется, но не произносится, намекает на эту мысль, ведь алеф символизирует Всевышнего. На самом деле эту букву не произносят именно потому, что Всевышний никаким образом не предопределяет выбор человека, определяя лишь рамки существования мира, в котором тот живет. Людям же дана неограниченная возможность свободного выбора. Форма буквы хэт символизирует естественное завершение жизненного пути грешника: хэт открыта только внизу, и его конец — падение.

ТЭТ

Буква тэт, числовое значение которой — 9, символизирует добро. В Гемаре отмечено, что тэт впервые появляется в Торе в слове тов (хорошо) во фразе «И увидел Б-г, что свет – [это] хорошо…» (Берейшит, 1:4). Известно, что истинный смысл каждого слова и каждой буквы Торы наиболее полно проявляется там, где они встречаются в ней впервые.

Б-г добр (Ирмеяy, 33:11), и он создал мир ради добра. В мидраше сказано: «Название буквы тэт нужно читать как тит — “глина“. Все окружающее нас подобно глине в руках Творца, который стремится делать добро» (Ирмеяу, 18:6). Это утверждение позволяет с оптимизмом относиться ко всему происходящему и знать, что в конечном счете, все будет хорошо. Наши мудрецы говорят: «Все, что делает Всевышний, он делает к лучшему». Намек на эту мысль мы видим в даже сухой математической закономерности: сумма цифр любого числа, кратного девяти, также кратна девяти. В этом содержится намек на то, что если источником чего-либо является добро, то и результатом будет оно же. Но свобода выбора, о которой говорилось ранее, дает человеку возможность совершать зло. Зло может предстать в личине добра, если человек не понимает истинную природу вещей. «И увидела женщина, что [плоды] этого дерева хороши для еды… и взяла плоды его, и ела» (Берейшит, 3:6). Истинная причина любого греха заключается в том, что человек поставил «я» во главу угла и перестал правильно оценивать реальность. Необходимым для познания истины качеством является смирение, то есть реальная оценка своей роли в мире и состояния своей души. Только в этом случае человек способен увидеть действительность, не искаженную его личными амбициями, предпочтениями и страстями. По графическому рисунку буква тэт напоминает силуэт человека, склонившего голову перед единицей, символизирующей Всевышнего. Об учителе нашем Моше, образце смирения, было сказано: «…и увидела, что он хорош…» (Шмот, 2:2). Добро, которое символизирует тэт, всегда связано со смирением.

На двойственность значения буквы тэт намекает и тот факт, что слово хэт (грех) включает буквы хэт и тэт: извращенное добро приводит к греху. Наши мудрецы отметили, что в именах родоначальников двенадцати колен народа Израиля эти буквы ни разу не появляются, ибо их духовный источник несовместим даже с потенциальной возможностью греха. Буква тэт занимает в алфавите место между буквами хэт, ассоциирующейся с грехом, и йод, являющейся символом абсолютной святости, напоминая перекресток, от которого одна дорога ведет к добру, а другая — ко злу.

Интересное наблюдение сделал Гаон из Вильно, заметивший, что слово гет (разводное письмо), этимологически не являющееся ивритским и связанное с раздором и горем, состоит из букв гимел и тэт, которые в других местах текста Торы рядом никогда не встречаются.

Сказано в Талмуде: «Тому, кто видит во сне букву тэт, улыбнется счастье» (Бава кама, 55). Одному хасиду очень захотелось увидеть такой сон. Он часами сидел, рисуя эту букву, чтобы она запечатлелась у него в памяти и приснилась ему, но все было тщетно. Пришел этот хасид к своему ребе и рассказал о своем желании.

— Делай добро, — улыбнулся ребе, — и тогда удостоишься увидеть во сне букву тэт.

Услышав эти слова, хасид последовал совету своего наставника и больше по этому поводу к ребе не обращался. Через некоторое время тот сам спросил хасида:

— Делаешь ли ты добрые дела, как я тебе велел?

— Конечно, ребе.

— И ты видел букву тет во сне?

— Не во сне, а наяву, и не улыбку, а само счастье!

 ЙОД

Десятая буква еврейского алфавита, йод, символизирует высший, обобщающий уровень мироздания. Ранее уже говорилось о том, что Талмуд приводит слова Йешаяу: «Ибо Б-г (йод‑гей), Г-сподь, — опора мира», и комментирует их следующим образом: слово цур (оплот, твердыня) можно прочесть как йоцер — творит. И тогда этот отрывок можно толковать таким образом: «Ибо посредством букв йод и гей Б-г создал мир». Мир настоящего был создан буквой гей, а мир грядущий — при помощи буквы йод. На это намекает и ее грамматическая функция, при помощи которой в иврите образуется будущее время глаголов.

Графически буква йод представляет собой точку, с которой начинается переход от небытия к бытию. Являя собой основу существования миров, это переход из уровня духовности, не ограниченного мирозданием, в то, что является нашей реальностью. Согласно кабалистическому объяснению, столь знакомый нам окружающий материальный мир является проявлением целой структуры духовных миров, источником которых и является эта точка. Таким образом, грядущий мир существует одновременно с нашим, материальным, но на более высокой духовной ступени.

Переход от небытия к бытию, как уже отмечалось, является первым этапом процесса развития и материализации реальности, берущей свое начало из божественного источника. На это намекает и традиционное написание буквы йод, которая в свитках Торы выглядит как капля чернил, падающая с пера.

Рабби Авраам‑Ицхак hа‑коэн Кук, знаменитый философ и мистик, главный раввин Израиля в тридцатые годы, развивает эту мысль. По его словам, три буквы, из которых состоит йод, символизируют процесс появления пространства: точка (йод) – линия (вав) – плоскость (далет). Эта схема не охватывает третье измерение, поскольку буква йод символизирует только духовное пространство, а не материальное. В кабалистической системе буква йод служит символом атрибута Хохма (мудрость), являющегося первой ступенью процесса творения и представляющего собой неопределенную точку, перерастающую в атрибут Бина (постижение), отображаемый буквой гей.

У буквы йод другое значение, которое определяется ее духовным свойством единства. Намек на это содержится в числовом значении буквы — 10. Магарал объясняет, что в отличие от первых девяти чисел, число десять является выходом на новый уровень, превращая девять предшествующих в единое целое. Таким образом, буква йод, первая в четырехбуквенном непроизносимомиммени Б-га, является неделимой точкой, объединяющей частные проявления действительности воедино, исходной точкой творения, корень которой – в единстве Всевышнего. Свойство йод объединять частности проявляется и в том, что для каждого дела, связанного со святостью, как например, молитва или чтение Торы, необходим миньян — кворум из десяти совершеннолетних евреев. Магарал объяснил это так: «Нет его присутствия в несовершенном, и потому нет божественного присутствия там, где нет десяти».

КАФ

В отличие от буквы йод, отражающей динамику творения и развитие его духовной сферы, буква каф символизирует воплощение духовных идеалов в конкретной реальности. По самой своей сути эта буква связана с созиданием. Лопата — так переводится с иврита слово каф — является одним из основных инструментов, без которых невозможно строительство. Слово каф переводится также ладонь. С помощью именно этой части тела человек воплощает большинство своих созидательных замыслов. Гематрий буквы каф — 20, то есть удвоенное числовое значение буквы йод. Подобно зеркалу, отражающему находящийся перед ним объект, каф передает и, усиливая, воплощает идею, переданную буквой йод, в реальную действительность. Особенность этой формы созидания заключается в том, что она осуществляется человеком, задача которого, согласно иудаизму, не быть пассивным объектом, подчиняющимся обстоятельствам, но идти путями Творца, активно совершенствуя мир. На это есть намек в начале Пятикнижия, в описании творения, в словах: «…Б-г творил для созидания» (Берейшит, 2:3). Наши мудрецы объясняют: «Б‑г творил, чтобы человек мог созидать». И основа для этого заключена в духовности, воплощенной в букве йод, числовое значение которой равно десяти, в Десяти заповедях, данных евреям на горе Синай, которые мы должны исполнять в повседневной жизни.

В грамматике иврита сравнительная степень образуется именно с помощью буквы каф. Чтобы быть оптимальным, процесс созидания должен отличаться четкостью, направленностью и выверенностью до мельчайших деталей. Это достигается путем сравнения всех возможных вариантов достижения цели. Результатом сравнения должен стать выбор лучшего из них. Правильное решение помогает двигаться вперед, не отклоняясь, на что и намекает форма буквы каф: она закрыта с трех сторон и открыта только в направлении следующего за ней текста. По форме она напоминает букву бет, это указывает на их функциональное сходство: обе буквы отражают способность к оформлению, структурированию понятий и сущностей. На их внутреннюю связь указывает и гематрия этих букв: два у бет и двадцать у каф.

В связи с определением человека как соучастника творения следует вспомнить о том, что с буквы каф начинается слово кетер — символ царской власти. Желание царя вселенной состоит в том, чтобы люди строили мир в соответствии с выраженной им волей. Следование этому является самым ярким подтверждением добровольного принятия на себя его власти. Само выражение кетер малхут (царская корона)  —кабалистический термин, означающий процесс перехода от Высшей, божественной воли к ее воплощению в реальности нашего мира. Именно этим люди коронуют Всевышнего.

Человеку присуще стремление к действенному созиданию, и он, как уже говорилось, может стать соучастником творения. На это намекает написание названия буквы, первая из букв в котором (каф) символизирует материальное созидание, а название второй (пэй) пе